English  Русский 
Язык:
Валюта:
Каталог
Поиск
Блог / Новости
Голосование

Характер светотени



rn

В данной статье речь пойдёт об источниках искусственного освещения. Меняя различные насадки и типы рассеивателей, фотограф в студийной съёмке может свободно менять характер освещения в rnзависимости от цели и задачи, стоящей перед ним.



Прямой источник света



rn

Речь идёт об открытом источнике света, световой поток которого ничем не ограничен. Он распространяется равномерно во все стороны и при значительной дистанции до объекта съёмки подобен точечному источнику света. Лучи от такого источника распространяются под небольшим углом, уподобляясь параллельному световому потоку (ил.1).

rn

(ил.1)

rn

Световой рисунок характеризуется чёткой контурной светотенью, которая становится тем больше, чем больше расстояние от предмета до поверхности, на которую падает тень, -сказывается угол расхождения лучей. Контраст между светом и тенью у такого источника очень значительный, если нет поверхностей, которые могут образовать рассеянный световой поток (стены, пол и потолок в павильоне). Наблюдается узнаваемый теневой силуэт от предмета съёмки. Ввиду очень малого КПД открытого источника света, большая часть световой энергии просто рассеивается в окружающем пространстве, такие источники используются очень редко. Характер света очень напоминает свет от «прямого солнца» (ил.2).

rn

(ил.2)

rn

Отражатели и рефлекторы


rn

Чтобы повысить светоотдачу и направить световой поток источника в нужном направлении, как правило, применяются сферические отражатели. Они могут быть разных форм и конструкций, изготовлены из разных материалов, иметь гладкую или фактурную отражающую поверхность. Чаще всего это металлические штампованные сферические отражатели, которые могут находиться с источником света в едином корпусе. Профессиональные осветительные приборы чаще всего имеют сменные рефлекторы разных диаметров и всевозможных фактур рассеивающей поверхности. Общим правилом является то, что характер светотени, полученной при помощи отражателя, зависит от двух составляющих – прямого света источника и света, перенаправленного рефлектором в сторону объекта съемки (ил.3).

rn

(ил.3)

rn

Прямой свет от источника образует глубокую тень на объекте, а свет от рефлектора образует достаточно плавный градиентный переход от света к тени (ил. 4).

rn

(ил.4)

rn

Чем больше поверхность отражателя, тем больше такие лучи смягчают светотеневой переход. Чем больше поверхность отражателя напоминает матовую, тем больше рассеиваются лучи от него, опять-таки смягчая контурный переход свет-тень. Учитывая, что поверхность даже матированного металла все же достаточно гладкая, очень часто при изготовлении ей придают дополнительной штамповкой необходимую фактуру (ил.5).

rn

(ил.5)

rn

Комбинируя размеры, форму и фактуру отражающей поверхности, можно получить большое количество световых сочетаний. Для предметов съемки, тень от которых падает на незначительное расстояние, контурная тень образует легко распознаваемый силуэт. При достаточно большом расстоянии контур сглаживается. Это сглаживание контура характерно для рефлекторов с большим диаметром на любом расстоянии – узнаваемости силуэта практически нет (ил.6).

rn

(ил.6)

rn

Характер светотени в зависимости от формы, фактуры и расстояния до предмета может варьироваться очень значительно – тени могут напоминать и тень от «солнца в молоке», и тень «в облачный день». Контраст в самых темных участках тени очень значительный.

rn

Конусные насадки и тубусы


rn

Еще одна насадка, которая очень ограничивает угол рассеивания источника света, создавая световое пятно с резким переходом свет-тень (ил.7).

rn

(ил.7)

rn

Закрепляется она на осветительном приборе вместо рефлектора. Световой рисунок строится в основном прямыми лучами источника света, которые преобладают в общей сумме лучей. Характер света - световой круг, с незначительным размытым теневым контуром (ил.8).

rn

(ил.8)

rn

Применяется для локальных подсветок объектов, которые нуждаются в дополнительном освещении, при этом светом не затрагиваются другие предметы. Контраст света и тени очень сильный, напоминающий свет от прямого источника, слегка размытый по контуру тени, значительно ослабляют КПД источника света, с чем фотографу приходится мириться. Прямых аналогий с дневным светом нет – немного напоминает свет от прямого солнца, прошедший сквозь крону деревьев: те же световые пятна с размытым краем светотени.

rn

Сотовые фильтры


rn

Стоят особняком в общем перечне осветительных насадок. И прежде всего из-за получаемого характера света – светового пятна, почти не измененного в центральной части, с плавным затухающим ослаблением света к периферии, до полной темноты на краю. Объясняется это самой конструкцией сотовой насадки, ячеистая структура которой напоминает пчелиные соты (ил. 9).

rn

(ил.9)

rn

Сотовые насадки крепятся, как правило, на различные рефлекторы, ограничивая и перераспределяя характер света. Луч от источника света без задержки проходит сквозь соты, если он выходит параллельно внутренним ребрам сотовой насадки или под небольшим углом. Диаметр соты (d) и толщина набора (L) – два показателя, которые формируют световой рисунок (ил.10).

rn

(ил.10)

rn

Чем меньше диаметр и чем больше толщина набора сот – тем большее количество лучей, траектория которых не совпадает с расположением соты, будет ослаблено или полностью задержано. Мелкие соты дают характер света в центре пятна, состоящего практически только из прямых лучей самого источника света, с достаточно резким теневым силуэтом. Ближе к краю пятна характер света не меняется, но очень сильно ослабевает энергетически. Более крупные соты из-за того, что сквозь них проходит значительное количество рассеянных лучей, контурную тень от предмета могут передавать сильно размытой (ил.11).

rn

(ил.11)

rn

Часто применяются для создания светового пятна с плавным, почти незаметным для глаза переходом свет-тень (ил.12).

rn

(ил.12)

rn

Неопытные фотографы очень часто путают световой эффект от сотовой насадки и тубуса! А разница кардинальная, и запомнить ее достаточно просто: тубус формирует хорошо видимую границу светового пятна, а сотовая насадка дает плавный затухающий световой круг, без резкого перехода свет-тень. Аналогии с естественными источниками света не возникает.

rn

Фотографические зонты


rn

Пожалуй, наиболее известные и широко распространенные после рефлекторов типы фотографических насадок. Универсальность, трансформируемость и большое количество вариантов освещения, которые можно получить с помощью зонтов, снискали им заслуженную популярность. Конструктивно зонт представляет собою часть сферы, на внутреннюю поверхность которой направлен источник света (ил.13),

rn

(ил.13)

rn

сферическая поверхность сказывается на характере света – лучи имеют свойство фокусироваться на некотором удалении от зонта, если его поверхность направленно-рассеянная или зеркальная. При диффузном характере отражения поверхности зонта это свойство почти не наблюдается. Основные светотеневые характеристики зонта зависят от его диаметра и качества отражающей поверхности: чем больше диаметр – тем более рассеянный световой поток. Если позволяет крепление на осветительном приборе, зонт можно передвигать вдоль центрального стержня, регулируя площадь свечения и получая более направленный или более рассеянный характер света. Небольшая площадь свечения дает более направленное излучение (ил.14).

rn

(ил.14)

rn

Большая поверхность определяет большую рассеянность светового потока и как результат более мягкие светотени (ил. 15).

rn

(ил.15)

rn

Но еще большая зависимость рассеяния светового потока наблюдается от характера отражающей поверхности. Матовые ткани с диффузными свойствами могут давать почти «бестеневое» освещение – плавный переход из света в тень. Тени от предметов очень мягкие, иногда чрезмерно, на большом расстоянии от предмета падающая тень слабо заметна. Зонты с зеркальными свойствами поверхности дают хорошо различимые тени с мягкими краями. Контраст светотени у них выше, чем у матовых зонтов. Они больше способны прорисовывать пластику на предмете, больше подчеркивают светотеневой характер освещения, оставаясь при этом источником направленно-рассеянного освещения. Некоторые типы покрытий зонтов позволяют использовать их, когда лучи света проходят сквозь ткань. Такие источники дают изменение освещения от направленно-рассеянного до абсолютно рассеянного – это определяется способностью материала пропускать или рассеивать свет. Полупрозрачные ткани формируют направленно-рассеянный поток в сторону объекта съемки, через покрытие такого зонта вокруг источника света видно светящееся пятно (ил.16).

rn

(ил.16)

rn

Более плотные ткани заставляют светиться всю выпуклую наружную поверхность зонта, создают рассеянный свет в направлении съемочного сюжета. К недостаткам таких источников можно отнести более низкую световую отдачу, чем у зонта на отражение, ведь большая часть света безвозвратно теряется, отражаясь в сторону источника света. Менять свойства этих зонтов можно при помощи перемещения источника света вдоль центрального стержня: уменьшение площади интенсивного свечения приводит к тому, что свет больше приобретает направленные свойства (ил.17).

rn

(ил.17)

rn

Такой своеобразный «световой zoom», который наблюдается у некоторых видов покрытий, очень помогает в работе фотографа – почти каждому объекту съемки удается подобрать нужный характер светотени. Если конструкция зонта позволяет использовать комбинацию из двух покрытий, это еще более раздвигает творческие рамки использования света: можно получать световой рисунок, суммируя разные по характеру отражающие материалы, придавая им новые свойства. Зеркальное покрытие и рассеивающая ткань создают более рассеянное освещение, чем при отражении от зеркального зонта (ил.18),

rn

(ил.18)

rn

но оно будет более направленным, чем отраженный свет, только от рассеивающего покрытия (ил. 19).

rn

(ил.19)

rn

Все виды отражений от зонта напоминают естественный свет солнца, перекрытого облаком. Степень участия прямых лучей в общем световом рисунке определяется прозрачностью облачности и может очень сильно изменяться.

rn

Квадрофлексы и софтбоксы


rn

Квадрофлекс – это жесткая металлическая или пластиковая ванна, внутренняя поверхность которой покрыта материалом с диффузными свойствами. Поверхность, через которую выходит свет этой ванны, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Свет внутри этого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается матовым стеклом, в результате вся поверхность его светится абсолютно равномерно и диффузно. Жесткая конструкция квадрофлекса делает его малопригодным для транспортировки, учитывая, что они могут достигать значительных размеров. В основном это источники для павильонной съемки. С другой стороны, матовая прочная поверхность квадрофлекса может выдержать вес небольших предметов, установленных на нее, и позволяет использовать квадрофлекс в качестве «светового стола».


Софтбокс устроен несколько иначе (ил.20).

rn

(ил.20)

rn

Конусная внутренняя поверхность этого прибора может иметь диффузные, и направленно-рассеянные характеристики, очень часто делается сменной, что повышает КПД прибора. Свет источника попадает в начале на внутреннюю полупрозрачную перегородку софтбокса, которая рассеивает свет, не позволяя получить на наружной светящейся поверхности неравномерность светового пятна. Конструкции софтбоксов могут достаточно сильно отличаться друг от друга, основная задача стоит только одна – получить максимально равномерную поверхность свечения. Складные или разборные варианты предпочтительнее на выездной съемке, но также хорошо проявляют себя и в павильоне. Необходимость наличия таких приборов в арсенале фотографа вызвана прежде всего тем, что очень многие предметы съемки с гладкими отражающими поверхностями «расшифровывают» схему света, создавая изобразительно нелогичные световые пятна: например, в бликах видны спицы конструкции фотозонта. Равномерно светящаяся поверхность софтбокса или квадрофлекса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света. Диффузный характер свечения этого прибора (ил.21) определяет и характер светотени – мягкая, плавная светотень вызывает ассоциацию со светом пасмурного дня.

rn

(ил.21)

rn

Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора, помня о том, что размер светящейся поверхности софтбокса должен соотноситься с размером предмета съемки. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, и объемность предмета может быть потеряна. Перекрывая часть площади свечения непрозрачными материалами, можно регулировать поверхность свечения и даже форму светового пятна, что для некоторых объектов очень важно. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно также несколько варьировать светотеневой рисунок – чем дальше находится софтбокс или квадрофлекс, тем с более направленными характеристиками получается светотень.

rn

Прожектор


rn

Последний из рассмотренных в этой статье световой прибор. Конструкция понятна из рисунка (ил.22).

rn

(ил.22)

rn

Источник света обычно находится в фокусе сферического отражателя, который формирует в плоскости свечения еще одну освещающую поверхность – отраженное и сфокусированное тело свечения. Это удваивает светоотдачу источника света. Кроме того, полученное двойное изображение спирали источника позволяет спроецировать ее при помощи линзы и направить на очень удаленные объекты. Световой поток строится в основном параллельными лучами, что сказывается и на характере светотени – четкая контурная светотень со всеми подробностями передает особенности формы предмета (ил.23).

rn

(ил.23)

rn

Контраст света и тени очень сильный, так как рассеянных лучей в таком потоке очень и очень мало. Особенности конструкции прожектора – близко расположенное тело свечения к поверхности сообщающей линзы, имеющей переменную толщину, очень часто приводят к ее неравномерному нагреву и растрескиванию. Устранить это можно при помощи линзы Френеля, которая имеет преломляющие свойства такие же, что и у плоско-выпуклой линзы, но более равномерна по толщине (ил.24).

rn

(ил.24)

rn

Перемещение линзы относительно источника позволяет фокусировать световой поток, делая его более рассеянным. При этом площадь освещенной поверхности будет достаточно равномерной в пределах светового пятна. Есть только одно но – дистанция, с которой получается равномерное свечение внутри пятна, должна быть не менее пяти диаметров линзы и называется дистанцией формирования луча прожектора. Свойства параллельных лучей, образованных прожектором, позволяют проецировать различные теневые силуэты, падающие на объект съемки, - тень от оконного переплета, тень листьев деревьев и пр. Регулируя расстояние от источника до объекта, отбрасывающего тень, и от предмета съемки до затеняющего предмета, можно в некоторой степени регулировать размытие контура тени. Чем ближе предмет, отбрасывающий тень, к объекту съемки, тем более узнаваемая и резкая получается тень (ил.25).

rn

(ил.25)

rn

Пожалуй, прожектор максимально приближается по характеру света к световому рисунку открытого солнца.

rn

ПАВЕЛ СМИРНОВ



rn